Музейная комната

2011 год — создание музейной комнаты — руководитель КириленкоТ.Н.


2013 -2014 год.- работа музея под руководством учителя истории Архиповой Е.К.
Результаты: выполнение творческих поисковых работ:1.Ломоносовские чтения:Тюменский тыл в годы войны- Сапухина Виктория – 3 место. 2.Областная интеллектуально-познавательная игра «Давай Россия!» Шуклин Дмитрий -1 место заочном конкурсе рефератов «Великая забытая война».Олимпиада для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвященная 70 –летию Тюменской области – 3 место.4.Участие в XIV Межрегиональной научно- практической конференции «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательных системах»
Во все времена, во всех странах человек ценился за свое профессиональное мастерство. Современный темп жизни требует от человека, как правильно подметил футурист начала XX века В. Хлебников, «уподобляться пророку и думать о том, что будеткак о прошлом, словно он уж побывал в странах будущего и оттуда идет в настоящее». 
Музеи образовательных учреждений обладают неограниченным потенциаломвоздействия на обучающихся, который заключен в самом определении музея, его целях, задачах, функциях.В. Е. Туманов дает следующие характеристики музея: Во-первых, музей носит общественный характер, который определяется не только тем, что он создается идействует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования онстановится определенной формой молодежной общественной организации, объединяя школьников на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами. Во-вторых, музею учебного заведения присущи все те черты, которые характерны длямузея как социального института. Он изучает исторические и природные процессы иявления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовнойкультуры, объекты культуры в соответствии со своим профилем и тематическойнаправленностью. В-третьих, специфической особенностью музея учебного заведения является его теснаясвязь с краеведением, что позволяет относить его к типу краеведческих, независимо отпрофиля. В-четвертых, музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательныефункции музея колледжа имеют как бы несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет; это форма внеклассного дополнительного образования; этоформа профессиональной ориентации обучающихся. 

Изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной жизни, затронули и музеи образовательных учреждений. Многие были закрыты, как носители «устаревшей» идеологии. Другие — не выдержали ухудшающихся экономических условий. Экспонаты влучшем случае складывались в неприспособленном помещении, а в худшем –выбрасывались. В эти годы выжили не многие музеи. Для регулирования деятельности музея образовательного учреждения были разработаны нормативно-правовые документы, в которые вошли «Положениео паспортизации музеяв образовательномучреждении», «Типовое положение о музее образовательного учреждения ». Согласно «Типовому положению о музее образовательного учреждения», организация музея в образовательном учреждении является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы педагогов и обучающихся по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, города (района). Главная отличительная особенность музея образовательного учреждения заключается в том, что это «музей для обучающихся и руками обучающихся». Последнее («руками обучающихся») трактуется широко и подразумевает участиеобучающихся во всех видах деятельности музея. Участвуя в работе музея, молодежь оказываются в пространстве разновозрастногообщения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь формируются компетенции школьников: инициатива, самостоятельность, лидерские качества, умения работать в коллективе, учитывать интересы других, что впоследствии положительно скажется в профессиональнойдеятельности. 


Кроме того, включаясь в различные формы работы, обучающиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получаютподдержку в учебном процессе.Музейная работа помогает ребенку в изменениисвоего статуса, т.к. виды деятельности он выбирает самостоятельно в соответствии сличными интересами и потребностями. Ребята, которые входят в актив музея,сообщаучаствуют в выполнении разнообразных заданий по поиску и сбору музейных материалов, ихучету, хранению, оформлению экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, налаживают переписку и личные контакты,приобретают навыки общения с респондентами; оказывают содействие учителям виспользовании музейных материалов в учебном процессе; принимают участие в смотрах-конкурсах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения,участвуют в городских (районных), областных краеведческих конференциях (Шаг в будущее и др.), олимпиадах, представляя результаты работы юных исследователей по тематике музея. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различнымиприемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а входе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, непредусмотренных школьной программой. В настоящее время школьники подобрали материал по теме: « Тюмень – город госпиталь»,собирают материал по истории родного города, его предприятий. Культурное поле учащихся выходит за рамки деятельности музея. Со своими работами они выступают на ежегодных научных конференциях, проводимых в школе, на уровне города. Ребята учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографическийанализ проблемы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением икритикой, составлением научно-справочного аппарата, оформлением выводовисследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. Витоге у школьников формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем,умение ориентироваться в потоке информации, находить взаимосвязи между частным иобщим, между целым и частью. Участие в поисково-собирательской работе, знакомство с историческими фактами, природным, культурным наследием края, встречи с интересными людьми помогают формировать чувства ответственности за сохранение природного богатства, культуры края, гордости за свою семью, школу, Отечество, т.е. чувства сопричастности кпрошлому и настоящему малой Родины. Например,активисты школьного музея нашли материал о подвиге выпускника нашей школы Шигабаева М. Н. 


Музей школы создает вокруг молодого человека образовательное пространство, которое выводит его за стены «отдельного образовательного учреждения», оптимизируя ресурсы образования, культуры, спорта, промышленных предприятий и общественных организаций, что способствует выстраиванию и расширению профессионального определения обучающихся. Музей решает и еще одну важную на сегодня проблему межнациональных отношений, которая стала одной из самых тревожных в современном мире. Поиск форм работы, которая бы способствовала становлению и развитию этнической и гражданской эдентичности занимает одно из важных мест в поисково – краеведческой работе. Школьники выявляют национальный состав школы, составляют картотеку представителей разных национальностей.изучают народный быт, культуру, традиции народов, песни, танцы, национальную кухню. Общаясь в ходе проведения праздников, выставок, конкурсов с представителями различных национальностей, молодежь проникается сознанием того, что каждый житель города – полноправный его гражданин. Национальный экстремизм рождается на незнании, на отсутствии разъяснительной работы, следовательно, значение такой деятельности трудно переоценить.Подтверждением тому являются проведенные мероприятия: Большой интерес школьники проявили к выполнению поисковых заданий по теме: «Улицы Тюмени рассказывают». Выполнение подобных творческих поисковых работ рождает у них желание узнать больше об истории родного города, формирует чувство гордости за его достижения. ( реферат А.Василевич «Александровское реальное училище», реферат В. Сапухиной – «Тюменский тыл в годы ВОВ», « Тюмень — нефтяная артерия страны»- автор Краев В.- ученик 9а класса и др., игра «По страницам истории», выставка творческих работ: «Моё хобби», встреча с сестрой М. Шигабаева, совершившего героический поступок, проходя службу в Советской Гавани в Приморье в 1980 году. 
Итогом сбора информации стало создание презентаций и проведение виртуальных экскурсий «Улицы Тюмени рассказывают», «Тюменский тыл в годы ВОВ 1941-1945гг.», «Тюмень- город госпиталь»,»Тюмень нефтяная артерия страны( к 100-летию В.И. Муравленко), экскурсии: – их именами славится Россия: «Жизненный путь Ф. Ф Ефимова – первого директора школы №30», «Подвиг матроса Шигабаева — выпускника школы № 30» Вывод: Наличие музея в школе способствует созданию культурологической среды, способной осуществлять компетентностный подход в обучении. Школьники осуществляют поиск информации, необходимой для личностного развития, активно используют информационно – коммуникационные технологии, учатся работать в команде, эффективно общаться с руководством, организуют собственную деятельность, выбирают методы выполнения задач, оценивают их эффективность. 
В музеи можно узнать, посмотреть и прочитать много интересного про школу, её историю, про учителей и выпускников.

Использованные источники: 1.Исторические исследования в России: тенденции последних лет: Сб. статей.М.,1966.178с. 2.Караулов И.М. О культурной политике. М.: Политиздат,1999. 3.Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно – педагогическое пространство. Педагогика.- 2005.-№5. 4. Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002.