Кратко об индивидуальном проекте.
1. Общие положения по индивидуальному проекту.
Индивидуальный итоговый проект – образовательный проект, выполненный учеником в рамках одного или нескольких учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности. Его цель – демонстрация учебных достижений, самостоятельного освоения материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности, а также способности к планированию и реализации целесообразной и продуктивной деятельности в области учебного, конструкторского, социального или художественно-творческого процесса. Все школьники обязаны выполнить минимум 1 индивидуальный итоговый проект за весь процесс обучения. Невыпполнение индивидуального итогового проекта приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов. Защита индивидуального итогового проекта входит в число обязательных компонентов системы контроля образовательных достижений учащихся.
2. Цели и задачи индивидуального проекта
а. Продемонстрировать достижения в освоении выбранной области;
б. Научиться искать и систематизировать информацию по теме;
в. Понять принцип выполнения задач и достижения цели.
г. Развить навыки выступлений перед большой публикой.
3. Требования к подготовке индивидуального проекта
План и программа подготовки проекта для каждого ученика разрабатываются самостоятельно, вместе с руководителем проекта. Наставником проекта может стать как учитель-предметник из школы, так и сотрудник другой организации или другого образовательного учреждения, включая ВУЗы. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему проекта и руководителя. Тема проекта и сроки защиты должны быть утверждены на заседании педагогического совета учебного заведения.
4. Основные виды и направления индивидуальных проектов
Информационный проект. Направлен на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации по определенной теме или проблеме. В ходе работы над информационным проектом учащиеся разрабатывают навыки работы с различными источниками информации, учатся выделять только самое важное, а также структурировать и представлять информацию в доступной и понятной форме. Не должен содержать в себе: гипотезу, опыты, эксперименты. Данный вид проекта является наиболее популярным.
Исследовательский проект. Подразумевает выполнение учащимися самостоятельного исследования в рамках темы. Обучающиеся формулируют гипотезу, планируют и проводят исследование (анкетирование, опыты, эксперименты), анализируют полученные данные и делают выводы. Исследовательский проект помогает развить критическое мышление, аналитические навыки и навыки работы с научной литературой.
Социальный проект. Сосредоточен на решении определенной социальной проблемы или улучшении жизни общества. Учащиеся могут проводить исследования, организовывать мероприятия, проводить информационные кампании, предлагать возможные варианты решения проблем и т. д.
Творческий проект. Обычно связан с созданием оригинального художественного или литературного произведения, сценария, музыкальной композиции, театральной постановки и т. д. В процессе работы над этим видом проекта ученики проявляют творческие способности, развивают фантазию, учатся выражать свои мысли и чувства через искусство.
Инженерно-конструкторский проект. В рамках инженерно-конструкторского проекта учащиеся занимаются разработкой и реализацией технических решений. Это может быть создание модели, макета, прототипа устройства или технологии. Ученики приобретают навыки в области технического моделирования, конструирования и проектирования.
Проектная индивидуальная работа подразумевает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по поставленной проблеме, но и представляет собой независимое исследование, которое демонстрирует уникальное видение проблемы со стороны автора, оригинальное ее толкование.
5. Требования к структуре проекта
Индивидуальный проект должен иметь:
а. титульный лист;
б. оглавление;
в. введение;
г. основную часть (теоретическую и практическую части);
д. заключение;
е. список используемых источников;
ж. приложения (при необходимости).
6. Требования к направленности и продукту проекта
Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность. В качестве итога (продукта) проектной деятельности может быть представлена любая из следующих работ:
а. письменная работа (эссе, реферат, обзорная статья, отчет об исследовании, стендовый доклад и др.);
б. творческая работа (театральная постановка, танец, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный фильм и др.);
в. физический (материальный) объект (макет, модель, конструкторское изделие, буклет, брошюра, путеводитель, книга, памятка и др.);
г. полученный отчётный материал (диаграммы, результаты социологического опроса, инфографика, презентация по теме и др.)
Продуктом проекта может быть всё, что покажет результат и процесс работы над проектом.